Yodda - новости регионов России

В тебе признал творца народ

13.08.2017, 18:13

Александру Пазову исполнилось семьдесят. Эта круглая и солидная дата, по большому счёту, ничего не изменила. Мастер продолжает работать и по-прежнему дарит людям красоту. Работы Александра Пазова известны далеко за пределами Кабардино-Балкарии. В конце восьмидесятых годов он одним из первых получил звание народного мастера России. Этот высокий статус целиком соответствует его творчеству. Пазов не только самобытный, но и по-настоящему народный художник. Он работает в строгом соответствии с адыгскими канонами, которые не спутаешь ни с какими другими. Александр Пазов – уникальный мастер. Его стиль всегда узнаваем. Кувшины, блюда, чаши, подносы не только украсят интерьер, но и могут служить по своему прямому назначению.  В мир искусства он пришёл зрелым человеком. В детстве мечтал стать лётчиком. Эта профессия казалась мальчику мужественной и романтичной. Однако детским мечтам не суждено было осуществиться. Окончив школу, Александр выбрал другую специальность. Более земную, хотя и не менее популярную. Физика в то время была в моде. В технических вузах шестидесятых царила особая атмосфера. В политехническом пел Окуджава, выступали Вознесенский, Евтушенко и Ахмадулина… О спорах «физиков» и «лириков» знала вся страна. На эту тему снимали кино и писали книги.  Александр подал документы в Московский энергетический институт, но не прошёл по конкурсу. Вернувшись в Нальчик, он поступил на физико-математический факультет КБГУ. Защитив диплом, наш гость семь лет занимался научными исследованиями в горах. Лаборатория, в которой работал Пазов, находилась в Чегете, на высоте 3100 метров над уровнем моря. Столичный Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн, с которым сотрудничал Александр, предложил ему командировку на Южный полюс. Эта поездка в корне изменила жизнь учёного, сделав его талантливым мастером. Наука от этого, конечно, проиграла. Зато искусство, безусловно, выиграло.  В Антарктиде он изучал солнечную энергию и космические лучи. На станции была солидная библиотека, и времени на чтения хватало. Однажды в журнале «Наука и жизнь» Александр прочёл статью об утраченном искусстве холодной ковки. Тема его увлекла, тем более в юности он занимался чеканкой.  На родину учёный вернулся другим человеком. Пазов охладел к науке и всерьёз занялся металлом. Спустя полгода он оставил физику и устроился в художест-венную мастерскую.  – Если работа не приносит удовольствия, её нужно менять, – убеждён мастер. – Человек должен заниматься тем делом, которое ему по душе.  Визитная карточка Александра Пазова –  строгость, лаконичность и выверенность линий, присущие традиционному адыгскому творчеству. В своих многочисленных интервью художник не раз подчёркивал: «Узоры придумать невозможно. Надо использовать элементы своего родного – традиционного орнамента». – В адыгском узоре три лепестка. По этому поводу существует немало этнографических теорий. Не знаю, кто из учёных прав, но могу с уверенностью сказать, что в старину орнамент был не просто украшением. Он нёс определённую информацию, которую без труда считывали окружающие. Трудно представить, что узор на платье простолюдинки не отличался от вышивки на одежде знатной женщины, – говорит Александр Пазов.  Юбиляр – человек начитанный и разносторонний. С ним можно беседовать о чём угодно – о черкесских сёдлах и кольчугах, о холодном оружии и национальном костюме. Однако главной темой всё же остаётся ковка. О ней мастер может говорить часами. По словам Александра Пазова, металл – очень тёплый материал, обладающий магнетизмом, неповторимым очарованием и завораживающей силой.  Работая, он всякий раз погружается в прошлое. Представляет себе те далёкие времена и пытается взглянуть на мир глазами старых мастеров. Говорят, раньше они жили практически во всех кабардинских сёлах. Со временем искусство холодной ковки было утрачено, и возродил его не кто иной, как Александр Пазов.  – В древности адыги не жили ремеслом, – считает мастер. – Другое дело – Дагестан. Там народные промыслы всегда были основным источником заработка. Мастер из Кубачи, например, работал всю зиму. Весной он продавал свои изделия в Дербенте и таким образом обеспечивал семью. Кроме того, в Дагестане имела место узкая специализация. Один варил чернь, другой ковал клинок, третий наносил гравировку. Наши мастера всё делали сами – от начала до конца. Они работали для общины, а  она их содержала. В том, что секрет холодной ковки был утрачен, не последнюю роль сыграл технический прогресс. Кованую посуду из меди заменили алюминиевые кастрюли. Судите сами, кувшин для воды я делаю около месяца. При этом у меня есть прокатный лист металла и многое другое, о чём наши предки не могли даже мечтать. Изготовление посуды вручную – дело трудоёмкое, а с появлением конкуренции оно стало ещё и экономически невыгодным.  Сегодня много говорят о возрождении традиционной культуры. Казалось бы, на этом фоне работы Александра Пазова должны быть особенно востребованы, но этого не происходит. Мастер считает, что такая ситуация вполне объяснима.  – У нас в республике нет художественного рынка, – говорит он. – Народное творчество никогда не давало и не будет давать доход. Оно нуждается в поддержке. Возможно, сравнение не совсем корректно, но в Японии, например, мастера, занимающиеся традиционными промыслами, имеют государственный статус. У нас, к сожалению, всё иначе. Большей частью люди озабочены накоплением материальных благ по принципу чем быстрее, тем лучше. Не все понимают, что предметы искусства – надёжное вложение капитала. Со временем они становятся значительно дороже.  Подводя итог, мы решили привести стихотворение, посвящённое юбилею мастера. В определённом смысле оно перекликается с печальными выводами, изложенными выше. Ничего удивительного в этом нет. Автор стихотворения – народный мастер России Владимир Мокаев, который знает о проблеме народных промыслов не понаслышке.

Уверен, канут времена – Подвластно истинному сроку,  Что в нашей жизни имена? Не быть в Отечестве пророку…

Дар вышний был ли где прощён? В речах льстецов нектар – отрава Фальшивых слов, их пустозвон Подобен славе, но не слава.

Сосуд, наполненный вином, Торжественный и молчаливый, Разумный ищет мудрость в нём – Хвалы себе глупец спесивый.

Вершины гор издалека В своём величии прекрасны. Всему свой срок, Времён Река Трудов проявит образ ясный.

И воскресятся письмена Чеканно-бронзовой строкою.  В узорах тонких письмена Возвысятся над суетою.

В чреде дарованных свобод Трудами преуспел во многом. В тебе признал творца народ, Склонись в признании             пред Богом.

Эдуард БИТИРОВ.
Источник: www.kbpravda.ru
30.04.2017, 4:42

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу.

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко. Когда на сердце спокойно и радость – тогда в тебе Дух Бл..

19.06.2017, 18:21

В Уфе руководитель подразделения РЖД осуждён за присвоение 500 тысяч рублей

Суд Советского района Уфы признал мошенником начальника Куйбышевской дирекции по теплоснабжению, который, пользуясь служебным положением, похитил у подрядчика более полумиллиона рублей во время капита..

15.08.2017, 16:14

Киношкола для детей и подростков открылась в Элисте

Киношкола для детей и подростков открылась в Элисте. Ее инициатором выступила известный режиссер Элла Манжеева. По ее приглашению в калмыцкую столицу прибыл преподавательский состав московской детской..

08.01.2016, 5:25

С Рождеством от Владыки Питирима

Стихотворение епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима "Рождество и Новый год" Рождество и Новый год Православный ждёт народ. Рис варёный, мёд несёт, Впереди Звезда идёт. Это значит Божий Сын ..

© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования